В соответствии с законом, любое юридическое лицо, вне зависимости от масштабов и оборотов его деятельности, обязано уплачивать в казну государства определенный перечень сборов. Однако в современных реалиях, когда на фоне кризиса даже у крупных организаций федерального масштаба возникают финансовые затруднения, обязательная нагрузка может оказаться слишком весомой. Действующий порядок предусматривает возможность изменения стандартного графика платежей и временного переноса уплаты — при наличии достаточных на то оснований. Конечно, если в текущей ситуации справляться с бременем обязательств проблематично — стоит заранее позаботиться о наличии квалифицированной юридической поддержки, обратившись к специалистам центра «НЕТДОЛГОФФ», и обезопасив себя от возможных рисков. Но нелишне также будет и детально разобраться в том, что это такое — инвестиционный налоговый кредит, какие условия предоставления предлагаются компаниям, решившим воспользоваться данной опцией, и как в целом работает эта система на практике.
Общее представление
Сама по себе концепция выглядит достаточно просто. Принцип кредитования заключается в получении организацией права на сокращение суммы уплачиваемого налога на определенный период, после окончания которого заемщик должен будет выплатить как оставшийся размер сбора, так и проценты, начисленные за пользование. Получается своеобразная платная отсрочка, актуальная для юридических лиц в тех ситуациях, когда на одном из этапов требуется сократить финансовую нагрузку, и максимально аккумулировать денежные ресурсы. Несмотря на специфику происхождения, в целом можно сказать, что налоговое кредитование работает по тем же принципам срочности, платности и принципов возврата, что и обычные корпоративные займы.
Основанием, позволяющим воспользоваться рассматриваемой опцией, являются положения, закрепленные в рамках первого пункта статьи 67 НК РФ. Функция рассмотрения заявок и принятия решения возлагается на ФНС, тогда как власти региона или муниципалитета наделяются правом самостоятельного определения отдельных условий, связанных с предоставлением организациям ИНК. Главная цель внедрения системы — обеспечение возможности избежать штрафных санкций, применяемых в случае нарушения регламента, а также более рационально перераспределить денежные средства.
По каким налогам предоставляется инвестиционный налоговый кредит? Перечень, закрепленный в первом пункте 66 статьи Кодекса, включает в себя транспортные, имущественные, торговые и другие сборы. В качестве примера можно рассмотреть, как функционирует система при применении финансового инструмента в отношении бюджетных обязательств, возникающих при получении предприятием прибыли:
- Организации выделяется определенная сумма кредитования.
- Величина рассчитывается по периодам в обычном порядке.
- Сокращенные выплаты производятся, пока размер задолженности не сравняется с займом.
- На остаток начисляются подлежащие уплате проценты.
- Предприятие погашает долг, и по графику выплачивает процентные начисления.
Кто может получить инвестиционно-налоговый кредит
Перечень юридических лиц, имеющих право на предоставление льготных условий, определяется законодательными нормами. В данный список входят организации, которые:
- Специализируются на научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, включая производственно-техническое перевооружение, ориентированное на обеспечение рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, либо на сокращение вредного воздействия на окружающую среду.
- Занимаются разработкой и внедрением инновационных решений, создавая и оптимизируя уже существующие материалы и технологии.
- Выполняют профильные заказы, целью которых выступает социальное и экономическое региональное развитие, а также удовлетворение государственных оборонительных нужд.
- Инвестируют в создание объектов, относящихся к высшей классификационной категории с точки зрения энергетической эффективности.
- Включены в официальный реестр резидентов зоны территориального развития, критерии вхождения в который определены содержанием 392-ФЗ.
Таким образом, согласно нормам НК, инвестиционный налоговый кредит является опцией, доступной для современных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, либо выполняющих госзаказы.
Порядок предоставления
Среди факторов, определяющих возможность кредитования, законодатель указывает обязательную выплату налога на прибыль, либо регионального сбора. Подтверждение факта осуществления деятельности, подпадающей по вышеуказанную классификацию, осуществляется в документальном виде. Стоит отметить, что в тех случаях, когда денежные средства планируется инвестировать в закупку профессионального оборудования, необходимого для реализации профильных целей, организация может заявить расчет суммы инвестиционного налогового кредита, и получить до 30% от стоимости требующейся техники.
Кроме того, положения седьмого пункта статьи 67 НК РФ допускают установление особых правил кредитования, определяемых субъектными или муниципальными властями в специальном порядке. В качестве оснований для предоставления займа рассматриваются как федеральные, так и региональные нормы.
Финансовые условия
Помимо упомянутых ограничений, привязанных к величине расходов на техническое оснащение, регламент программы также указывает, что предельное снижение суммы составляет 50% от налога, начисленного в течение года, либо в рамках отчетного периода. Итоговое значение закрепляется в соглашении, подписываемом сторонами. Исключение — льготы резидентам области территориального развития, в отношении которых допускается определение размера займа в особом порядке.
Особенности и нюансы
Итак, общий алгоритм, реализуемый рассматриваемой системой, выглядит следующим образом. Организации на определенный срок предоставляется инвестиционный налоговый кредит, который предусматривает, что на этом этапе она имеет право выплачивать обязательные сборы, рассчитываемые по сниженной ставке. Выплаты производятся до тех пор, пока внесенная сумма не окажется равной величине, указанной в заключенном договоре, определяющем основания для уменьшения платежей. При этом положения документа исключают возможность передачи залогового имущества третьей стороне, а в тех случаях, когда оформляется сразу несколько соглашений — размер кредитования определяется отдельно для каждого из них.
Правила, установленные в рамках программы, декларируют, что в общих ситуациях инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до пяти лет. Процентная ставка за пользование займом определяется ФНС при рассмотрении заявок претендентов. Законодатель определил допустимый коридор, значения которого варьируются в диапазоне от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования, устанавливаемой ЦБ РФ. Единственное исключение, увеличивающее максимальный период вдвое, и исключающее начисление процентов, делается для резидентов зон территориального развития.
Приоритетная цель рассматриваемой программы — создание дополнительных стимулов для предприятий, специализирующихся на важных направлениях деятельности. Предлагаемая механика позволяет получить дополнительную отсрочку по уплате налогов, а также самостоятельно определить величину, на которую будут снижены платежи, что в перспективе должно обеспечить максимальные показатели инвестиционной эффективности.
О каких суммах идет речь
Размер кредитования определяется основаниями, заявленными потенциальным заемщиком. Исходя из положений второго пункта статьи 67 НК РФ, можно выделить три варианта:
- Полная стоимость технического оснащения, необходимого для реализации инновационных проектов — для организаций, специализирующихся на НИОКР, либо создающих объекты, относящиеся к классу высшей энергоэффективности.
- До 100% — от капитальных вложений в тех случаях, когда юридическое лицо или предприниматель относятся к зоне развития.
- На усмотрение ФНС — при работе с заявками предприятий, исполняющих госзаказы, направленные на удовлетворение нужд Минобороны, социальное или экономическое развитие в рамках региона.
Итоговая сумма фиксируется в договоре, подтверждающем намерения и обязательства участников.
Понятие налогового инвестиционного кредита предусматривает возможность сокращения каждого платежа в два раза. Из этого складывается накопительная величина — как только она окажется равной значению, указанному в соглашении, действие льготы прекращается. Стоит отметить, что итоговый размер кредитных накоплений не может быть выше 1/2 от налога, подлежащего уплате в текущем периоде.
Порядок получения
Главная сложность для претендентов — доказательство наличия правовых оснований на получение дополнительной финансовой поддержки от государства. Алгоритм процедуры предусматривает несколько последовательных стадий.
Заполнение заявления
Стандарт формы определяется в рамках Приложения №1, дополняющего Приказ ФНС № ММВ-7-8/683@ от 2016 года. В соответствии с правилами, понадобится:
- Указать в документе цель («предоставление налогового кредита») и реквизиты юридического лица.
- Внести в раздел об изменении срока уплаты конкретный тип налога.
- Вписать результаты заранее проведенного расчета, отражающие потенциальную величину вычета.
- Прописать планируемый срок кредитования, исходя из статуса и объективных потребностей организации.
- Отметить категорию, определяемую в соответствии с реестром ст. 67 Кодекса.
- Поставить подпись руководителя.
Впрочем, одним только заявлением обойтись не удастся. К нему прикладывается целый сопроводительный пакет, подтверждающий обоснованность подаваемой заявки.
Сбор документов
Подготовка сведений, необходимых для получения инвестиционного налогового кредита, представляет собой пример продуманного до мелочей бюрократического регламента, реализация которого исключает все возможные сомнения относительно статуса потенциального заемщика. В перечень необходимой документации, помимо стандартного комплекта уставных, также входят:
- Бизнес-план проекта инвестирования, подтверждающий повышение эффективности работы предприятия.
- Платежные ведомости, накладные и спецификации, свидетельствующие о приобретении технического оснащения.
- Сведения о финансовых источниках, привлечение которых гарантирует погашение возникшей задолженности.
- Детализированная бухгалтерская отчетность, справки об отсутствии задолженностей, расчеты бюджетных показателей, а также иные данные.
Регламент не предусматривает каких-либо ограничений по срокам, так что направить готовое заявление, подкрепленное собранным пакетом документов, можно в любое время.
Составление соглашения
В содержании договора, заключаемого между Федеральной Налоговой службой и налогоплательщиком, закрепляются все значимые условия, перечень которых закреплен в содержании уже упомянутой статьи Кодекса. Перечень включает в себя:
- Порядок предоставления кредитных средств.
- Сумму и величину процентных начислений. Второе значение определяется индивидуально, но не может выходить за рамки установленного коридора, привязанного к ставке рефинансирования Центробанка. Для предприятий, ведущих деятельность в зоне территориального развития, этот показатель по умолчанию равен нулю.
- Срок действия соглашения, а также график исполнения заемщиком обязательств по погашению основной и дополнительной задолженности.
- Применяемые обеспечительные меры, а также ответственность субъектов за нарушение условий договора.
Кроме того, указывается невозможность передачи залогового имущества в распоряжении третьей стороны, актуальная на протяжении всего периода, а также дополнительные моменты, включая алгоритм предоставления отчетности, правила досрочного исполнения и т. д.
Основные причины для отказа в выдаче
К числу факторов, обусловливающих принятие отрицательного решения по заявке, относят:
- Выявление прецедентов нарушения организацией положений Кодекса, следствием которых стало возбуждение административного или уголовного делопроизводства.
- Установление недобросовестности намерений претендента, выраженной в стремлении скрыть часть имущественных активов и избежать налогообложения.
- Несоответствие критериям, установленным нормами законодательства.
Таким образом, любые факты, свидетельствующие о попытке уклониться от уплаты налогов, исключают предоставление кредита.
Подготовка компании к получению
Чтобы избежать подобных сложностей, следует заранее подготовиться как к подаче заявления, так и к последующим проверкам со стороны ФНС. В перечень обязательных мероприятий входят:
- Проверка и подготовка финансовой и бухгалтерской отчетности.
- Оптимизация баланса и закрытие всех имеющихся задолженностей.
- Формирование и утверждение проекта бизнес-плана.
- Сбор сопроводительной документации.
- Организация дифференцированного учета для инвестиционных объектов.
Учитывая сложность и объем возникающих задач, оптимальным решением станет обращение к профессионалам. Специалисты юридического центра «НЕТДОЛГОФФ» помогут решить все вопросы, связанные с налоговым кредитованием, и добиться желаемого результата без лишних издержек.
Плюсы и минусы
Главное преимущество программы — возможность отсрочить уплату налогов, что всегда актуально для бизнеса. Высвобождающиеся денежные средства могут быть направлены в дальнейшее развитие, что в конечном счете увеличивает общий оборот и доходы предприятия.
Однако существует и ряд недостатков, отмечаемых экспертами. В первую очередь — сложность оформления. Регламент требует большого объема документации и качественного бизнес-плана, построение которого нередко влечет за собой дополнительные затраты. Кроме того, в современных реалиях льготная опция доступна только компаниям среднего и крупного масштаба, так как малый бизнес, ввиду ограниченности финансовых ресурсов, просто не может позволить себе заниматься исследованиями, инновациями и прочей деятельностью подобного рода. Ну и не стоит забывать о том, что речь идет о кредитовании — предоставляемая отсрочка не освобождает от обязанности платить полную сумму налога, и предусматривает возникновение дополнительной обязанности по процентам.
Заключение
Таким образом, в рамках государственного льготного учета инвестиционные налоговые кредиты рассматриваются как инструмент, разработанный для поддержки среднего и крупного бизнеса. Шансов на получение аналогичных преференций у небольших предприятий и частных предпринимателей пока нет — надеемся, что в ближайшее время порядок отбора все же будет пересмотрен в сторону более лояльных условий.